October 1, 2023

Игорь и Дмитрий Бухманы: биография, инвестиции в конкурентов

(источник https://www.yaplakal.com/)

Игорь и Дмитрий Бухманы, российские братья-предприниматели, выросли в скромной семье в городе Вологда. Несмотря на свой успешный бизнес, они предпочитают сохранять закрытый профиль и избегать публичности. Вместе они основали компанию Playrix, стартовав с небольших компьютерных игр и скринсейверов, и за несколько лет сумели создать миллиардный бизнес в области разработки мобильных игр. Их история успеха началась с момента, когда братья получили свой первый компьютер, подаренный дедушкой, и начали программировать и создавать игры.

После учебы в университете и увлечения программированием, братья решили попробовать себя в сфере разработки игр. Их первые шаги были скромными, но они быстро узнали, как распространять свои игры через интернет и монетизировать их, предлагая бесплатные версии с возможностью оплаты за полный доступ. Этот подход оказался успешным, и братья начали увеличивать свой доход.

С увеличением дохода они расширили свой бизнес, включив в него разработку скринсейверов и использование услуг фрилансеров. Компания Playrix была официально зарегистрирована в 2004 году, и к тому времени братья уже имели значительный доход. Этот успех позволил им нанять сотрудников и дальше развивать свой бизнес в области разработки мобильных игр.

Сегодня компания Playrix входит в число крупнейших мировых разработчиков мобильных игр с годовой выручкой, превышающей 1,7 миллиарда долларов, и оценивается Forbes в более чем 7 миллиардов долларов. Братья Бухманы достигли этого успеха без участия партнёров и инвесторов, самостоятельно создавая и развивая свой бизнес в сфере разработки игр.

Правила игры

На рубеже 2000-х годов игровая индустрия следовала классической модели издательства. Крупные дистрибьюторы, как 1C, Buka, Softclub, EA и другие, имели доступ к "прилавкам" - местам, где распространялись игры, как в офлайн, так и в онлайн сегменте. Одновременно с этим, развивался рынок онлайн-доступа к контенту, и игры не были исключением, как рассказывает Игорь Мацанюк, председатель совета директоров Game Insight и управляющий партнер фонда IMI.VC.

В 2004 году Игорь и Дмитрий Бухманы арендовали офис в Вологде, на окраине города, в подвале жилого дома. Они начали нанимать своих первых сотрудников, включая художников, техническую поддержку, системных администраторов и гейм-дизайнеров. На тот момент у компании Playrix было немного больше десятка сотрудников. Несмотря на расширение штата, братья продолжали сотрудничать с фрилансерами, особенно программистами. По словам Дмитрия, они искали сотрудников, в основном, через своих знакомых программистов, но также использовали традиционные методы поиска, например, размещали объявления в местной вологодской газете "ГородокЪ+".

В 2005 году начало формироваться новое направление - казуальные игры для ПК, предназначенные для широкой аудитории с простыми и понятными правилами. Важно отметить, что на тот момент Игорь и Дмитрий еще не обладали пониманием рынка, спроса или предложения. Они действовали исходя из своих интересов и интуиции, не имея опыта в игровой индустрии.

К 2007 году братья Бухманы приобрели значительный опыт в индустрии и начали изучать продукты своих конкурентов. К этому времени российский игровой рынок уже сформировался, и в нем укрепились крупные игровые компании и инвесторы. Один из самых активных инвесторов в данной сфере был фонд DST, под управлением которого находились пакеты акций пяти игровых компаний. За это направление отвечал Григорий Фингер, партнер фонда DST.

(источник https://www.yaplakal.com/)

В конце 2007 года пять игровых компаний - Nikita.Online, DJ Games, Nival Online, Time Zero и IT Territory, под руководством Игоря Мацанюка, объединились в холдинг Astrum Online Entertainment, который стал крупнейшей игровой компанией в России. Даже финансовый кризис увеличил доходы Astrum, совокупная выручка в 2008 году составила около $50 миллионов, а в 2009 году - $65 миллионов.

К концу 2007 года Playrix выпустила около 15 игр и ежемесячно получала около $300,000 выручки. Однако, как отмечает Дмитрий Бухман, все эти игры можно назвать "нерыночными". Впоследствии эти игры, скорее всего, перестали продаваться, и компания уже не отслеживала их продажи. Также в это время Playrix не конкурировала с лидирующими компаниями игровой индустрии, так как они фокусировались на разработке игр, но не занимались их маркетингом и распространением.

В конце 2007 года Playrix выпустила свою первую игру для ПК, которая была предназначена для крупных игровых порталов. Эти порталы размещали игры для определенной аудитории, привлекали трафик и проводили маркетинг. Playrix, как создатель игры, получала комиссию с каждой продажи через порталы. На тот момент было около десятка таких порталов, которые можно назвать прототипами современных Apple Store и Google Play. Playrix успешно сотрудничала с этими порталами, самостоятельно издавая их игры, что привело к успеху их продуктов на рынке

Дворецкий для женщин

В настоящее время Playrix располагает в своем арсенале четырьмя играми, которые доступны для бесплатного скачивания, но предоставляют игрокам опцию совершения платежей для ускорения своего игрового прогресса. Основными источниками дохода компании стали две игры, сосредоточенные вокруг единой вселенной и главного персонажа — Homescapes и Gardenscapes. Согласно данным аналитического агентства Sensor Tower, к декабрю 2019 года Gardenscapes заработала общего дохода в размере $1,5 миллиарда, а число скачиваний во всем мире превысило отметку в 213 миллионов. Её сиквел, Homescapes, также приносит значительные доходы, с высоким показателем средней выручки на установку (revenue per install) в размере $4,52.

Центральным персонажем обеих игр является садовник Остин, чья задача заключается в восстановлении семейных садов. Целевой аудиторией обеих игр являются женщины старше 30 лет. Gardenscapes была признана игрой года в 2016 году согласно рейтингу Facebook. Основная доля выручки Playrix до сих пор генерируется на рынке США, в то время как Китай и Япония занимают второе и третье места соответственно. Интересно, что несмотря на популярность игр Playrix в России, этот рынок составляет всего лишь 2% от общей годовой выручки компании. Общая активная дневная аудитория всех четырёх игр превышает отметку в 35 миллионов человек.

Согласно данным аналитического портала appmagic.rocks, к концу 2019 года выручка Playrix от продажи игр достигла $1,7 миллиарда. Братья Бухман сравнивают свой бизнес с крупными американскими разработчиками мобильных и социальных игр, такими как публичная компания Zynga. Выручка Zynga за 2019 год составила $1,3 миллиарда, а рыночная капитализация этой компании на 5 марта 2020 года достигла $6,8 миллиарда. На мировом рынке лидирует гонконгская компания Tencent Mobile Games, которая по итогам финансового года 2019 года (за 12 месяцев, до сентября 2019 года) заработала ошеломляющие $51,8 миллиарда.

Интересно, что несмотря на второе место по выручке на китайском рынке, Playrix не адаптирует свои игры под китайскую аудиторию. Тем не менее, игры Playrix пользуются популярностью среди китайских игроков, несмотря на отсутствие специальных локализаций и кастомизаций под китайский рынок. Братья Бухман не организовывали поездки в Китай и отмечают, что их знание о данной стране ограничено.

Инвестиции в конкурентов

В апреле 2019 года агентство Bloomberg неожиданно объявило братьев-основателей Playrix миллиардерами, опубликовав статью с заголовком "Русские братья-геймеры - новые тайные миллиардеры". Неожиданность этой новости была обусловлена тем, что Игорь и Дмитрий никогда не стремились к широкой известности и были поражены этой публикацией. Игорь выразил свой удивленный комментарий, сказав, "Они на самом деле даже опоздали, наша компания уже несколько лет оценивалась на такую сумму".

По мнению давнего знакомого братьев, основателя белорусской игровой компании Belka Technologies Юрия Мазаника, Playrix начала привлекать внимание международных игровых гигантов около пяти лет назад. Уже к 2015 году было много предложений о сотрудничестве с крупными игроками в индустрии.

На сегодняшний день у Playrix есть 25 офисов в разных странах, и компания сотрудничает с более чем 2000 человеками, включая удаленных работников. Сами братья Бухманы в большей степени фокусируются на стратегических вопросах и проводят большую часть времени в Лондоне, хотя время от времени посещают штаб-квартиру компании в Дублине.

В начале 2018 года Игорь и Дмитрий рассматривали возможность продажи доли компании или даже полного бизнеса и вели переговоры с крупными мировыми игровыми компаниями и финансовыми учреждениями, включая Goldman Sachs. Тем не менее, в конечном итоге они решили сохранить независимость и продолжить развивать Playrix самостоятельно. Игорь Бухман объяснил, "Переговоры с потенциальными инвесторами помогли нам понять, что мы не хотим продавать компанию ради денег. У нас уже достаточно средств, и это не мотивирует нас. Мы хотим продолжить инвестировать в эту отрасль." В настоящее время у братьев Бухман есть значительные инвестиции в игровые компании, такие как кипрская Nexters и белорусская Vizor.

5 марта 2020 года Playrix приобрела армянскую игровую студию Plexonic, которая была основана в 2006 году. А в декабре 2019 года компания приобрела сербскую игровую студию Eipix Entertainment. На суммы этих сделок не было официальных анонсов. Игорь Мацанюк отмечает, что многие инвесторы сегодня сожалеют о том, что не вложились в Playrix в прошлом, хотя в начале 2000-х это было не так очевидно. Он объясняет, что модель free-to-play, которую использовала Playrix, тогда ещё не была на пике популярности, и многие инвесторы упустили этот момент. Мацанюк также отмечает, что братья Бухманы всегда проявляли умение принимать решения и защищать свою компанию. Инвесторы не привлекались в Playrix также потому, что Бухманы сами не были знакомы с этим процессом, и на тот момент им было мало известно о том, как привлекать инвестиции. Дмитрий Бухман отмечает, что если бы они начинали компанию заново в настоящее время, они бы могли реализовать некоторые аспекты гораздо быстрее, так как теперь у них есть значительно больше опыта и понимания бизнеса.